Тема 23: Цифровой сторителлиг

Прежде чем начать знакомиться с материалами курса, посмотрела посты в блогах однокурсников, и с восхищением отметила, что тема сторителлинга для многих  библиотекарей не новая. Например, Наталья Прыгункова применила сторителлинг для создания визитки на конкурс библиотекарей. А Анастасия Куприянова, совместно с коллегами провели конкурс "Новогодняя история", в основе которого лежит технология сторителлинга. Для меня же здесь все в новинку, поэтому и изучать придется основательно.

Сторителлинг - искусство рассказывания историй. При этом, в контексте курса, история предполагает цифровой формат, т.е. должна быть обработана в видеоредакторе. Поэтому, предлагаемые сервисы связаны, в основном, с обработкой видео. Ну и, конечно же, в статьях огромное количество советов о том, как рассказать хорошую историю. Начнем с них.

Считается, что история от обычного изложения информации отличается наличием героя, интриги (проблемы) и ее решения. Т.е. обязательно наличие сюжета, который, как известно, имеет структуру «завязка – развитие – кульминация – развязка».

Кирпичики сторителлинга, основные его элементы, собраны в Периодической таблице (составленной по аналогии с таблицей Д. И. Менделеева), в которой выделяют 11 категорий:
  1. Структура
  2. Установки, законы, сюжеты
  3. Модификаторы сюжета
  4. Инструменты сюжета
  5. Персонажи
  6. Модификаторы персонажей
  7. Архетипы
  8. Злодеи
  9. Метатропы
  10. Производство
  11. Фанаты и реакция аудитории
Однако, разбираться и разбираться еще во всех тонкостях этой таблицы (шутка ли - 200 элементов!), поэтому оставлю еще ссылочку на полезную статью по теме.

Что касается советов, по созданию удачной истории, вот некоторые из них:
  • истории должны быть краткими, но в то же время полностью раскрывать тему выступления (рекомендуемое время 3-5 минут);
  • при создании истории необходимо грамотно продумать сценарий;
  • для сторителлинга приемлемо использование различных техник представления истории (графика, музыкальное сопровождение, видео зарисовки, анимации). Не злоупотребляйте текстом, не перегружайте слайды информацией;
  • оживите свой рассказ интонациями и образными речевыми оборотами, метафорами;
  • прежде чем выступать перед большой аудиторией, потренируйтесь. Расскажите свою историю друзьям, спросите их мнение об услышанном и скорректируйте выступление.
Сценарий есть! Что дальше? А дальше - работа в видеоредакторах, коих в рамах курса нам предложено большое количество.

Приложения Animoto, Storify и Vine уже знакомы по ранее изученным темам курса, поэтому останавливаться на них не стану. Сервис Vimeo предназначен для хранения отснятых цифровых историй, например. А поскольку видео сторителлинга у меня не отснято, оставлю эту программу до лучших времен :) Аналогичным по функционалу оказалось приложение VoiceThread, однако есть подозрения, что в платной версии интересных функций больше.

Сервис Narrable позволяет довольно просто создавать цифровые истории, если не считать иноязычного интерфейса. Но с переводчиком Google и инструкцией все становится понятно. Особенно интересно, что звук можно записывать и накладывать на изображение в самой программе. В результате, можно создавать, например, такие истории:


Схожим по функционалу и принципу работы является сервис Meograph.

Менее интересным именно для сторителлинга, показался сервис Сapzles. В этом случае звуковое сопровождение подключить можно, но нет гарантии, что оно будет попадать на нужное изображение. Поэтому, на мой взгляд, в нем целесообразнее создавать задания. Например, объясните принцип шлюзования. А учащиеся уже по картинкам восстанавливают свою цифровую историю.

Сервис Zimmertwinsatschool позволяет создавать мультипликационные истории на основе имеющихся шаблонов. Например, такие. Именно шаблонность я бы назвала основным минусом данной программы, однако выбор действий довольно широк.

Сервисы Flipsnack, Zooburst, Storybird, позволяют создавать цифровые книги. Например, Сказка о маленьких человечках, или 3d книга по теме Конвекция.

В статье 14 методов он-лайн сторителлинга даны советы о том, как визуально преподнести сторителлинг на сайте, в блоге и т.п.

Где можно научиться и совершенствоваться в сторителлинге:
Идеи применения сторителлинга в образовательном процессе:
  • Для запоминания школьного материала, можно выстроить его в сюжетную линию.
  • Задачи можно задавать в форме сторителлинга (задачи-сказки, сюжетные задачи).
  • Объяснение физических явлений ученики могут делать в форме цифровой истории.
  • Представления на конкурс, визитки команд можно выполнять в технике сторителлинга.
  • и т.д.
Вообще, вариантов использования возникает довольно много, но все они малозначительно отличаются друг от друга. В любом случае, сторителлинг весьма интересное направление, которое стоит того, чтобы его осваивали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий