Прежде чем начать знакомиться с материалами курса, посмотрела посты в блогах однокурсников, и с восхищением отметила, что тема сторителлинга для многих библиотекарей не новая. Например, Наталья Прыгункова применила сторителлинг для создания визитки на конкурс библиотекарей. А Анастасия Куприянова, совместно с коллегами провели конкурс "Новогодняя история", в основе которого лежит технология сторителлинга. Для меня же здесь все в новинку, поэтому и изучать придется основательно.
Сторителлинг - искусство рассказывания историй. При этом, в контексте курса, история предполагает цифровой формат, т.е. должна быть обработана в видеоредакторе. Поэтому, предлагаемые сервисы связаны, в основном, с обработкой видео. Ну и, конечно же, в статьях огромное количество советов о том, как рассказать хорошую историю. Начнем с них.
Считается, что история от обычного изложения информации отличается наличием героя, интриги (проблемы) и ее решения. Т.е. обязательно наличие сюжета, который, как известно, имеет структуру «завязка – развитие – кульминация – развязка».
Кирпичики сторителлинга, основные его элементы, собраны в Периодической таблице (составленной по аналогии с таблицей Д. И. Менделеева), в которой выделяют 11 категорий:
- Структура
- Установки, законы, сюжеты
- Модификаторы сюжета
- Инструменты сюжета
- Персонажи
- Модификаторы персонажей
- Архетипы
- Злодеи
- Метатропы
- Производство
- Фанаты и реакция аудитории
Однако, разбираться и разбираться еще во всех тонкостях этой таблицы (шутка ли - 200 элементов!), поэтому оставлю еще ссылочку на полезную статью по теме.
Что касается советов, по созданию удачной истории, вот некоторые из них:
- истории должны быть краткими, но в то же время полностью раскрывать тему выступления (рекомендуемое время 3-5 минут);
- при создании истории необходимо грамотно продумать сценарий;
- для сторителлинга приемлемо использование различных техник представления истории (графика, музыкальное сопровождение, видео зарисовки, анимации). Не злоупотребляйте текстом, не перегружайте слайды информацией;
- оживите свой рассказ интонациями и образными речевыми оборотами, метафорами;
- прежде чем выступать перед большой аудиторией, потренируйтесь. Расскажите свою историю друзьям, спросите их мнение об услышанном и скорректируйте выступление.
Сценарий есть! Что дальше? А дальше - работа в видеоредакторах, коих в рамах курса нам предложено большое количество.
Приложения Animoto, Storify и Vine уже знакомы по ранее изученным темам курса, поэтому останавливаться на них не стану. Сервис Vimeo предназначен для хранения отснятых цифровых историй, например. А поскольку видео сторителлинга у меня не отснято, оставлю эту программу до лучших времен :) Аналогичным по функционалу оказалось приложение VoiceThread, однако есть подозрения, что в платной версии интересных функций больше.
Сервис Narrable позволяет довольно просто создавать цифровые истории, если не считать иноязычного интерфейса. Но с переводчиком Google и инструкцией все становится понятно. Особенно интересно, что звук можно записывать и накладывать на изображение в самой программе. В результате, можно создавать, например, такие истории:
Схожим по функционалу и принципу работы является сервис Meograph.
Менее интересным именно для сторителлинга, показался сервис Сapzles. В этом случае звуковое сопровождение подключить можно, но нет гарантии, что оно будет попадать на нужное изображение. Поэтому, на мой взгляд, в нем целесообразнее создавать задания. Например, объясните принцип шлюзования. А учащиеся уже по картинкам восстанавливают свою цифровую историю.
Сервис Zimmertwinsatschool позволяет создавать мультипликационные истории на основе имеющихся шаблонов. Например, такие. Именно шаблонность я бы назвала основным минусом данной программы, однако выбор действий довольно широк.
Сервисы Flipsnack, Zooburst, Storybird, позволяют создавать цифровые книги. Например, Сказка о маленьких человечках, или 3d книга по теме Конвекция.
В статье 14 методов он-лайн сторителлинга даны советы о том, как визуально преподнести сторителлинг на сайте, в блоге и т.п.
Где можно научиться и совершенствоваться в сторителлинге:
- Группа в Фейсбуке - для тех кто увлекся идеей сторителлинга и хочет постоянного роста в этой области;
- Первая Российская школа сторителлинга.
- Для запоминания школьного материала, можно выстроить его в сюжетную линию.
- Задачи можно задавать в форме сторителлинга (задачи-сказки, сюжетные задачи).
- Объяснение физических явлений ученики могут делать в форме цифровой истории.
- Представления на конкурс, визитки команд можно выполнять в технике сторителлинга.
- и т.д.
Вообще, вариантов использования возникает довольно много, но все они малозначительно отличаются друг от друга. В любом случае, сторителлинг весьма интересное направление, которое стоит того, чтобы его осваивали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий